Вторник, 18.01.2022, 08:15
·
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ ИРМО "Усть-Кудинская СОШ"

2022 год - год культурного наследия народов России
Меню сайта
Форма входа
Dnevnik.ru
Категории раздела
К урокам [5]
Статьи по воспитанию [1]
Здесь Вы можете прочитать статьи о...
Мониторинг [1]
Из опыта работы [7]
В разделе собраны статьи из опыта работы учителей школы
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » К урокам

"Приёмы технологии критического мышления в начальной школе" Нарышкина О.Н., учитель начальных классов

Приёмы технологии критического мышления  в начальной школе

Нарышкина О.Н.,

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»

 

Технология РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В ней собраны идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Что же такое критическое мышление? По мнению тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.»

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

ТРКМ - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.

Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии КМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – «ВЫЗОВ», у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Второй этап – « ОСМЫСЛЕНИЕ», происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются:

- активное получение информации,- соотнесение нового материала с уже известным,- систематизация, отслеживание собственного понимания,- работа по реализации выработанного пути решения.

Третий этап - «рефлексия». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, активное переосмысление собственных представлений с учётом приобретённых знаний.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.

Технология « Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Возникает острая проблема - как учить мыслить?

На своих уроках я  пользуюсь следующими  приёмами:

Приём «Ассоциации»

Дает возможность определить тему  урока.

Развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

- Почему именно так называется произведение?

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

Групповая «мозговая атака» по теме.

- Вспомнить все, что известно по этой теме (важно вспомнить все, что знаете или думаете, что приходит вам на ум по теме; не имеет значения, правильно то, что вспомнили, или нет). Появляются непохожие точки зрения, которые на этом этапе не обговариваются.

- Записать все мысли в таблице.

- Классифицировать информацию.

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём « Диаманта» 

Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Приём «6 шляп мышления»

Белая шляпа. Факты. Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.

-Что мы переживаем по этому факту?

-Каковы  ваши догадки по этому поводу?

- Какая есть информация?

-Какай ещё информации нам не хватает?

Жёлтая. Позитивное мышление, отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.

-Какие есть положительные стороны?

-Какие есть преимущества и достоинства?

-Какие есть положительные перспективы?

Черная. Проблема,  все, что в поступках героев плохого.

-Предостерегает и заставляет думать критически.

-Защищает от непродуманных поступков, указывают на возможные риски.

-Все опасения.

Красная - чувства,догадки,эмоции. Это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.

-Что мы переживаем?

-Каковы наши догадки?

-Что нам подсказывает интуиция?

-Каковы наши ощущения, предположения?

Зеленая. Творчество, дает советы герою, читателю.

Создает новые идеи, преобразует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности и разрушает стереотипы.

Синяя. Философия, продолжение сюжета. Контроль, осмысленность и рефлексия. Служит для управления над процессом контроля мышления, координирует работу, собирает результаты. Контроль, осмысленность и рефлексия.

В четвёртом классе  можно пользоваться приёмом « Эссе»

Приём «Эссе». Эссе – это свободное письмо

Эссе по пословице или выражению связанному с содержанием текста.

Предлагаются вопросы:

-Как понимаете смысл?

-Чему учит пословица или выражение?

-Какой вывод можно сделать?

«Пятиминутное эссе»

Эта работа проводится в конце урока, чтобы помочь ученикам лучше понять свои мысли по изученной теме и чтобы дать возможность учителю понять, что происходит в классе на интеллектуальном уровне. Это эссе ставит перед учащимися два задания:

- написать одно высказывание (одну вещь), про которую они узнали из темы;

- написать один вопрос, который у них остался без ответа.

Прием «ПОПС»

Позиция – «Я считаю, что…»

Обоснование – «Потому что…»

Пример – «Я могу это доказать на примере…»

Суждение – «Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что…»

Применение данных приемов критического мышления на уроках в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом  дети могут выделить нужную информацию самостоятельно, доказать свою точку зрения.

 

 

Категория: К урокам | Добавил: school (08.12.2021)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Прием в 1 класс
Жизнь школы
СИДПО
Наш баннер Сетевой институт ДПО
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 113
Погода в Иркутске
GISMETEO: Погода по г.Иркутск

Copyright MyCorp © 2022
Создать бесплатный сайт с uCoz