Среда, 24.04.2024, 05:27
·
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ ИРМО "Усть-Кудинская СОШ"

2023 год - год педагога и наставника
Меню сайта
Форма входа
Dnevnik.ru
Категории раздела
Информационные технологии [4]
Статьи из опыта работы учителей школы
Проектная деятельность [1]
Мастер-классы [2]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Из опыта работы » Проектная деятельность

Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности

Руководство к действию «Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности»

Педагог дополнительного образования Банчукова С.В.

МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»

Отечественная система образования характеризуется этапом инновационного развития, который связывают с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Практика использования исследовательского обучения в учебном процессе в современной школе становится необходимым звеном в контексте требований ФГОС. Поэтому значимой, на наш взгляд, становится проблема создания  модели организации проектно-исследовательской в рамках внеурочной деятельности дополнительного образования школы.

Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Однако необходимо понять, что школьник, если  этому специально не обучен, не сможет выполнить даже самый простой проект.

Специфика проектно-исследовательской работы в школе заключается в особой системе организации работы, вовлекающей не только учеников, но и их родителей. Главное для учителя – «заразить» детей энтузиазмом, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, ну а родители становятся главными помощниками педагога. И конечно, как для родителя, так и для учителя, важен результат. Когда ребенок выходит на защиту своего проекта, исследовательской работы, становится понятным, что умение грамотно представить свою работу, уверенно держаться перед аудиторией и есть тот результат, к которому все стремились. Следует отметить, что и для самого ребенка признание его деятельности, помещение его в «ситуацию успеха», создает дополнительный мотив «идти дальше».

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, необходимо следовать определенному алгоритму, следовать методологии. При выборе темы проекта или исследования учитывать актуальность и интересы самого ребенка. Педагогу необходимо обеспечить добровольность участия, партнерские взаимоотношения. И самое главное, что любая работа, будь то проект или эмпирическое исследование, должно заканчиваться представлением результатов.

         Как мы уже выяснили, чтобы начать работать с обучающимися исследовательской деятельности, необходимо обучение исследовательским навыкам. Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включать три относительно самостоятельных этапа:

 1 этап «Тренинг» Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

2 этап  «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3 этап «Мониторинг». Конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др..

         Модель организации проектно-исследовательской деятельности  - включает в себя данные три этапа, как три относительно самостоятельных модуля. (см. рис.1). Модель циклична и может выглядеть как циклограмма деятельности педагога в течение четверти, полугодия. Все этапы-модули повторяются перед началом нового проекта. У каждого модуля своя определенная цель, к которой стремится педагог.(см. рис.1)

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

Рассмотрим этапы организации проектно-исследовательской деятельности подробнее. 

Первый этап «Тренинг». Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска (См. прил.1).

В ходе данного тренинга учащиеся овладевают следующими навыками и умениями:

      Видеть проблемы;

      Ставить вопросы;

      Выдвигать гипотезы;

      Давать определение понятиям;

      Классифицировать;

      Наблюдать;

      Проводить эксперименты;

      Делать умозаключения и выводы;

      Готовить материал своего доклада;

      Уметь представить и защитить свою работу.

 Второй этап «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов (см. прил2).

На данном этапе происходит проведение обучающимися самостоятельных исследований. Это самый объемный и главный этап развития у учащихся навыков исследовательской деятельности. Самостоятельность здесь должна увеличиваться постепенно.

В ходе данного этапа обучающиеся должны:

      Выбрать тему исследования, проекта;

      Поставить гипотезу или проблему;

      Разбить свою работу на этапы, в которой есть теоретическая и практическая части;

      Собрать теоретический материал;

      Провести эксперимент или, если это проект – изготовить задуманный продукт;

      Письменно представить исследование или проект;

Самая сложная часть для школьников, особенно для 1-х классов – это представить свою работу на бумаге. Поэтому при выборе темы исследования, проекта следует учитывать возможности обучающихся. 

3 этап «Мониторинг». Конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.

На данном этапе происходит оценка сделанной работы. Это также важный и объемный этап. Дети очень чутко относятся к данной работе, для них становится важным поделиться с другими, показать результаты своей исследовательской деятельности. Выступление, защита – это всегда небольшой стресс для ребенка. Обучающиеся в ходе выступления на творческих защитах, конференциях овладевают следующими навыками и умениями:

      Умение держаться перед аудиторией

      Умение ориентироваться в теме и отвечать на вопросы

      Презентовать себя и свою работу

Приводим пример работы в рамках программы «Я – исследователь» в первых классах. Занятия начались с сентября. Предложение заняться проектом поступило в октябре, мастер-классы были запланированы в ноябре. Работы участвовали в школьной новогодней выставке в начале декабря. Весь декабрь занимались подготовкой к защите проекта, которая прошла в конце декабря с приглашением родителей.

Первый коллективный проект «Новогодние игрушки».

Цель и задачи проекта:

теоретическая часть

1.      Научить находить нужную информацию сначала с помощью родителей

2. Систематизировать полученную информацию.

3. Оформить результаты работы;

 практическая часть

1. Научиться действовать по образцу (изготовление игрушки своими руками)

2. Умение представить и защитить полученный результат.

(результат проекта был представлен на традиционной школьной выставке в декабре)

Календарно-тематический план на проект может быть следующим (см. таб.1)

Таблица1

Дата

Вид деятельности

Примечание

Октябрь

Сбор информации

С помощью родителей

Ноябрь до 20.11

Систематизация и оформление результатов работы

С помощью руководителя,  работа на кружке

 20.11 – 11.12

Мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек

С участием родителей (по желанию)

Приглашаем родителей со своими идеями

18.12

Защита проекта, защита индивидуальной и коллективной игрушки.

В первый раз защита проходит  в рамках кружка в присутствии родителей

С приглашением родителей

 

Учащиеся получили индивидуальные задания:

  • Какие бывают елочные игрушки
  • Елочные игрушки из стекла
  • Новогодние игрушки из бумаги
  • Как появились елочные игрушки
  • Когда возник обычай праздновать Новый Год

Основные трудности были с представлением проекта на бумаге, однако несмотря на рутинные дела, связанные с репетициями, школьникам был важен результат. Поэтому первая защита была очень позитивной, с приглашением родителей, с подарками. Школьники погрузились в «ситуацию успеха» и это было наградой за первые трудности. Следующий этап стал выход на школьный уровень научно-практической конференции. Требования ужесточились, работы при подготовке к защите прибавилось. Однако школьники, вдохновленные успехом, упорно, срупулезно готовились. И конечно лучшей наградой для них была победа!

Работа в дополнительном образовании по развитию исследовательских навыков, проектная деятельность, несмотря существенные физические и временные затраты позволяет и педагогу и его ученикам расширять знания в различных сферах, совершенствовать организаторские способности. Работа «бок о бок» со своими учениками позволяет в полной мере прочувствовать  партнерские взаимоотношения, творческий подъем и в заключении ощутить «вкус победы», увидеть результат своего труда не абстрактно, а виде конкретного результата.

Литература

1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.- 138с.: ил.

2. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128с.: ил. (Начальная школа)

3. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ/ сост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2012. – 176с.

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. 

Приложение 1

Развитие исследовательских навыков

Упражнение «Игрушка»

На занятия младшие школьники, особенно первоклассники, любят приносить игрушки. Используйте это для данного упражнения. Дети встают в круг. Игрушку представляют и предлагают исследовать. Затем игрушка «идет» по кругу. Каждый ребенок, к кому попадает в руки игрушка, должен назвать одну отличительную черту. Например: цвет, материал, может характер или эмоцию. Когда все дети поучаствовали в упражнении, предлагается повторить все черты, названные в ходе упражнения, то есть резюмировать или сделать вывод.

Упражнение «Какой был вопрос?»

Вызывается один участник. Ему, так чтобы не слышали другие, задается вопрос. Например «Чем ты любишь заниматься после школы?», «Твои любимые блюда». Ребенок отвечает, а задача остальных участников догадаться какой был вопрос.

Упражнение «Гипотеза»

Участникам показывается картинка. Содержание может быть любым: природа, животные, люди.  Предлагается сначала сделать описание. Затем педагогом задается вопрос «А что если…?», продолжение вопроса и ответ нужно придумать самим участникам.

Упражнение «Схема исследования»

Участникам предлагается выбрать любой предмет в классной комнате. Затем нужно дать его описание по определенной схеме. Сначала схему предлагает педагог. Например: цвет, форма, материал, назначение предмета. Затем можно предложить описать по этой схеме предмет, который находиться дома. Участники описывают предмет, не говоря название. Задача других угадать, что это за предмет. Схема может меняться и применяться к описанию домашнего животного и др.

 

Приложение 2

Проект «Новогодние игрушки»

Введение

Украшение ёлки и дома в канун праздника одно из самых приятных  занятий. И украшения для этого случая могут быть самыми разнообразными.

Можно купить новогодние игрушки в магазине, а можно  сделать все своими руками.А особенно приятно, когда твою работу увидят не только мама и папа, но и твои одноклассники.

В нашей школе ежегодно украшается  ёлка и территория школы.  И нам очень хотелось,  чтобы наша работа  сделала  атрибут нового года, елку, еще более красивой и привлекательной, а творческая новогодняя выставка пополнилась нашими креативными работами.

Приступая к работе по изготовлению новогодних поделок, мы  поставили перед собой  вопросы:

1.      Почему принято украшать к новому году дом, ставить елку, украшать ее игрушками?

2.      Какие новогодние украшения можно сделать своими руками?

3.      Какие материалы использовать для ее изготовления?

4.      Как научить других самим делать такие же новогодние украшения?

В ходе обсуждения  этого проекта мы решили сделать очень современные и креативные поделки. И использовать самые модные техники рукоделия.

А завершить свою работу созданием фото-мастер-класса, чтобы наши сверстники или взрослые тоже смогли научиться делать такие новогодние украшения.

История Нового года и новогодних игрушек

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

Когда на Руси  приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр I  предложил  украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.

Обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? В древности люди верили в  магию дерева.Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Вечнозеленая ель занимала главное место. Люди находили в лесу самую большую ель и ежегодно, в конце декабря разные подарки¦ для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. Сейчас  ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Первые елочные украшения были  съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Каждое съедобное украшение символизировало нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи –  божественное провидение, вафли – святое благословление. На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины

Мастер-класс «Рождественский венок»

Выполняли Жиличев Илья, Чемякин Виктор, Сенчурин Илья

Нам помогала Жиличева Светлана Арсентьевна

Украшать дом рождественским и новогодним венком – это очень красивый обычай, пришедший к нам из западных стран.

Традиционный рождественский венок с четырьмя свечами, символ света, который озарит мир с рождением Христа.

Раньше его создавали  из еловых или пихтовых веток, украшали яблоками, сладостями и красными лентами.

Чтобы сделать такой венок своими руками нам понадобиться:  круг из пенопласта или картона, гофрированная бумага зеленого цвета, искусственная еловая веточка, ленты, шишки, орехи для украшения венка и обязательно хорошее настроение!

1 этап – подготовка заготовки. Заготовку красим зеленой акриловой краской и оборачиваем зеленой гофрированной бумагой.

2 этап – изготовление венка. Для этого нужно обернуть заготовку еловой веточкой

3 этап завершающий – декорирование. Мы украшаем наш венок с помощью клея-пистолета бантами, дождиком, шишками, орехами.

Рождественский венок готов! Желаем Вам творческих успехов!

Мастер-класс «Новогодняя игрушка в технике  «декупаж». Выполнила Борик Виктория, ученице помогала мама Борик Татьяна

Чтобы сделать новогоднюю игрушку в технике декупаж необходимы: деревянная заготовка, клей ПВА, декупажная карта, акриловые краски, искусственный снег и конечно не забываем про новогоднее настроение!

1 этап – подготовка деревянной заготовки. Красим ее белой акриловой краской.

После того, как она подсохнет начинаем 2 этап – декупаж. Для этого мы вырезаем нужную картинку. И замачиваем ее воде на две минуты.

 А пока наша картинка находиться в воде,  мы покрываем заготовку клеем ПВА. Затем помещаем наш рисунок на заготовку и снова покрываем клеем ПВА. Ждем, когда наше украшение высохнет.

Приступаем к завершающему этапу Декорирование. Сначала мы скрываем края обрезанной картинки с помощью белой краски.

Затем придаем нашей игрушке новогодний вид с помощью акриловых красок с блестками.

Наша игрушка на ёлку в технике «Декупаж» готова! Желаем Вам творческих успехов!

Мастер-класс «Топиарий «Ёлочка»»

Выполняли Силина Таня, Гузеев Руслан, Шатликова Аня.

 Помогала руководитель Банчукова Светлана Владимировна.

В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали интересные  фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Такие сады назывались - Топиарии. Это означает фигурная подрезка.

Топиарий еще называют "Дерево счастья" - это декоративное искусственное дерево, которое можно использовать дома для украшения комнаты.

Самыми популярными формами для топиариев служат шар и конус.

Чтобы сделать топиарий «Елочка» своими руками нам понадобиться пенопластовая основа конус, клей-пистолет, стаканчик из-под майонеза, шпажки для шашлычков, пеньковая веревка, небольшой кусочек пенопласта, елочную игрушку для украшения верхушки, декоративные перья и не забываем про хорошее настроение

1 этап подготовка основы. Для этого стаканчик из под майонеза украшаем гофрированной бумагой и вставляем туда кусочек пенопласта. Ствол делаем из шпажек. Шпажки оборачиваем пеньковой веревкой. Вставляем наш ствол в кусочек пенопласта, затем сверху надеваем конус.

Приступаем ко второму этапу декорированию

Приклеиваем на конус перышки с помощью клея-пистолета.

Завершающий этап приклеиваем верхушку.

Наш новогодний топиарий «Елочка» готов!

Радуйте себя и своих близких!

Мастер-класс «Новогоднее дерево счастья».

Выполняли Филиппова Даша, Топорков Костя, Кузнецова Лида. Помогали родители Топоркова Алина Алексеевна и Кузнецова Любовь Валерьевна.

Чтобы сделать новогоднее дерево счастья нам понадобиться:  пенопластовая основа, елочные шары, клей-пистолет, деревянные шпажки, пеньковая веревка, стаканчик из под майонеза, шишки, гофрированная бумага и сезаль для украшения и конечно не забываем про новогоднее настроение!

1 этап подготовка основы. Для этого стаканчик из под майонеза урашаем гофрированной бумагой и вставляем туда кусочек пенопласта. Ствол делаем из шпажек. Шпажки оборачиваем пеньковой веревкой. Вставляем наш ствол в кусочек пенопласта, затем сверху надеваем шар

Приступаем ко второму этапу декорированию

Сначала с помощью клея-пистолета в новогодние шарики вставляем зубочистки. Добавляем для красоты шишек, искусственных еловых веточек, розочек из гофрированной бумаги. Низ декорируем сизалем. Придаем нашему дереву новогодний вид с помощью искусственного снега.

Наше новогоднее дерево счастья готово!

С наступающим Новым Годом!

Желаем вдохновения и творческих идей!

Заключение

Новогодние игрушки – это  символ Нового года.

Новогоднее украшение, сделанное своими руками принесет счастье мастеру.

 А если мастер научит других, то он осчастливит и других людей.

Наши поделки поучаствовали в новогодней творческой выставке и заняли призовые места.

Делайте по нашему фото-мастер-классу свои украшения к Новому Году!

Радуйте себя и своих близких!

 

 

 

 

 

Категория: Проектная деятельность | Добавил: school (19.01.2017)
Просмотров: 2062 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Жизнь школы
СИДПО
Наш баннер Сетевой институт ДПО
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 133
Погода в Иркутске
GISMETEO: Погода по г.Иркутск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz