Четверг, 28.03.2024, 17:13
·
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ ИРМО "Усть-Кудинская СОШ"

2023 год - год педагога и наставника
Меню сайта
Форма входа
Dnevnik.ru
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ребенок ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать

Ребенок ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать

Елизавета Зайцева, нейропсихолог, ГБОУ гимназия № 1748, «Вертикаль», Москва

  1. Если игнорировать неадекватное поведение ученика, оно будет закрепляться. Как запускается механизм неадекватного поведения.
  2. Если педагог правильно реагирует на поведение ученика, то не обострит ситуацию. Как реагировать на неадекватное поведение.

Каждый отдельный случай неадекватного поведения учеников следует рассматривать индивидуально. У каждого могут быть свои причины, например органические поражения головного мозга или личностные особенности учащегося. Какие еще причины могут провоцировать неадекватное поведение.

Как запускается механизм неадекватного поведения

В основе детского неадекватного поведения – всегда отрицательные аффективные переживания, которые связаны с неудовлетворенными значимыми потребностями, например потребностью в признании, взаимопонимании, защите. Возникают аффективные переживания чаще всего в ситуациях неуспеха, когда уровень притязаний ребенка не соответствует результату его деятельности, и он должен признать свою несостоятельность.

Притязания – это достижения, которых ребенок хочет добиться во что бы то ни стало. Основываются они на его самооценке – то есть определенной оценке своих возможностей, которая сложилась в его предыдущем опыте. Эта самооценка стала для ребенка привычной, у него появилась потребность сохранить ее и уровень притязаний, основанный на ней. Если он не может удовлетворить эту потребность, то попадает в ситуацию неуспеха. Возникает неадекватная реакция: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его причинами, которые не соответствуют действительности.

Пример. Ученик неправильно ответил у доски. Сам он считает себя хорошо успевающим. Неадекватно оценивая данную ситуацию, он также и реагирует: обижается на учителя («он ко мне придирается») или на одноклассников («Петров помешал мне ответить правильно»). Он может упрямиться, замыкаться в себе, уходить в отрицание. Становится эмоционально лабильным, заторможенным.

Неадекватная реакция ребенка – защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку. К формам неадекватного поведения относят агрессию, негативизм, капризы, плач без причины, немотивированные отказы от общения с окружающими или от какой-либо деятельности.

Справка

Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспехом в деятельности. При этом ученик игнорирует сам факт неуспеха или не признает себя его причиной

Какие причины вызывают неадекватное поведение

Неадекватное поведение может возникнуть по разным причинам, например из-за наследственности или органических поражений головного мозга, личностных особенностей учащегося – повышенной чувствительности, тревожности, инфантилизма, демонстративности. Перечислим другие причины.

Неблагоприятная семейная обстановка. Ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика и взаимные претензии. Родители проецируют на ребенка свои проблемы. Тип воспитания – например, излишне строгое обращение, при котором родители не учитывают возможности и эмоциональное состояние ребенка. Важно отметить: в этом случае он почти не нуждается в коррекции поведения. Отношение к своим действиям необходимо пересмотреть взрослым.

Стрессовые ситуации. Рождение другого ребенка в семье, вынужденная разлука с близкими, развод родителей, смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь. Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то постепенно она становится патологической чертой личности.

Общее переутомление, физическое и психологическое перенапряжение. У учащегося заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности. Могут появиться нарушения сна и вегетативные расстройства, например приступообразные головные боли, снижение работоспособности, повышенная потливость, предрасположенность к внезапной потере сознания.

Как действовать в случаях неадекватного поведения

Каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода. Но есть общие рекомендации, следуя которым можно решить проблему.

Выясните истинную причину неадекватного поведения. Как правило, учащиеся понимают, что ведут себя неправильно. Но они не осознают, что делают это, чтобы: привлечь внимание, избежать ситуаций неуспеха, получить власть, «отыграться», почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь этого коллектива (даже нарушая дисциплину).

Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на личности. Обсудите с учеником один на один его поведение – лучше когда страсти поутихнут. Не используйте оценок, избегайте резких определений, например «безобразно», «вызывающе», «по-хамски». Обсуждайте тот поступок, который произошел в данный конкретный момент. Не вспоминайте прошлое и не говорите: «Я уверен, что это снова повторится». Если вы выполните эти условия, то не спровоцируете отрицательную реакцию учащегося и не испытаете негативных эмоций, «не накрутите» себя.

Контролируйте отрицательные эмоции. Чувствовать злость, беспомощность и возмущение – нормально. Но в таком состоянии трудно мыслить спокойно и здраво. Этого добиваются ученики, которые хотят ощутить власть. Если педагог остается спокойным, учащийся не получает ожидаемой реакции, а у педагога есть возможность успешно взаимодействовать с ним. Если же ученик видит, что педагог теряет контроль, то таким образом он получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом.

Важно

Если педагог ведет беседу доброжелательно, у ученика не появится желание защищаться и протестовать

Не усиливайте напряжение ситуации. Если вы не хотите усугубить ситуацию, то не следует: повышать голос, использовать унизительные выражения, говорить с сарказмом, оставлять за собой право последнего слова, оценивать личность ученика, сравнивать его с другими, передразнивать, требовать и давить, втягивать в конфликт других людей, применять физическую силу.

Дайте учащемуся выйти из ситуации достойно. Не требуйте, чтобы школьник беспрекословно и полностью подчинился всем вашим требованиям. Допустите, что он их выполнит, но по-своему. Главное, что он перестал мешать вам, одноклассникам, самому себе. Не давите на учащегося, лучше выслушайте его мнение, чтобы найти компромисс.

Покажите пример доброжелательного поведения. Отложите дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции. Покажите пример мирного разрешения конфликта. Если вы демонстрируете доброжелательность – ученик начнет вести себя так же. Дети не придумывают новые формы поведения – они лишь повторяют за взрослыми.

ДЛЯ СПРАВКИ

Ученик ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать

Елизавета Зайцева, нейропсихолог, ГБОУ гимназия № 1748, «Вертикаль», Москва

ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ

  1. Если игнорировать неадекватное поведение ученика, оно будет закрепляться. Как запускается механизм неадекватного поведения.
  2. Если педагог правильно реагирует на поведение ученика, то не обострит ситуацию. Как реагировать на неадекватное поведение.

Каждый отдельный случай неадекватного поведения учеников следует рассматривать индивидуально. У каждого могут быть свои причины, например органические поражения головного мозга или личностные особенности учащегося. Какие еще причины могут провоцировать неадекватное поведение.

Как запускается механизм неадекватного поведения

В основе детского неадекватного поведения – всегда отрицательные аффективные переживания, которые связаны с неудовлетворенными значимыми потребностями, например потребностью в признании, взаимопонимании, защите. Возникают аффективные переживания чаще всего в ситуациях неуспеха, когда уровень притязаний ребенка не соответствует результату его деятельности, и он должен признать свою несостоятельность.

Притязания – это достижения, которых ребенок хочет добиться во что бы то ни стало. Основываются они на его самооценке – то есть определенной оценке своих возможностей, которая сложилась в его предыдущем опыте. Эта самооценка стала для ребенка привычной, у него появилась потребность сохранить ее и уровень притязаний, основанный на ней. Если он не может удовлетворить эту потребность, то попадает в ситуацию неуспеха. Возникает неадекватная реакция: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его причинами, которые не соответствуют действительности.

Пример. Ученик неправильно ответил у доски. Сам он считает себя хорошо успевающим. Неадекватно оценивая данную ситуацию, он также и реагирует: обижается на учителя («он ко мне придирается») или на одноклассников («Петров помешал мне ответить правильно»). Он может упрямиться, замыкаться в себе, уходить в отрицание. Становится эмоционально лабильным, заторможенным.

Неадекватная реакция ребенка – защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку. К формам неадекватного поведения относят агрессию, негативизм, капризы, плач без причины, немотивированные отказы от общения с окружающими или от какой-либо деятельности.

Справка

Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспехом в деятельности. При этом ученик игнорирует сам факт неуспеха или не признает себя его причиной

Какие причины вызывают неадекватное поведение

Неадекватное поведение может возникнуть по разным причинам, например из-за наследственности или органических поражений головного мозга, личностных особенностей учащегося – повышенной чувствительности, тревожности, инфантилизма, демонстративности. Перечислим другие причины.

Неблагоприятная семейная обстановка. Ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика и взаимные претензии. Родители проецируют на ребенка свои проблемы. Тип воспитания – например, излишне строгое обращение, при котором родители не учитывают возможности и эмоциональное состояние ребенка. Важно отметить: в этом случае он почти не нуждается в коррекции поведения. Отношение к своим действиям необходимо пересмотреть взрослым.

Стрессовые ситуации. Рождение другого ребенка в семье, вынужденная разлука с близкими, развод родителей, смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь. Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то постепенно она становится патологической чертой личности.

Общее переутомление, физическое и психологическое перенапряжение. У учащегося заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности. Могут появиться нарушения сна и вегетативные расстройства, например приступообразные головные боли, снижение работоспособности, повышенная потливость, предрасположенность к внезапной потере сознания.

Как действовать в случаях неадекватного поведения

Каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода. Но есть общие рекомендации, следуя которым можно решить проблему.

Выясните истинную причину неадекватного поведения. Как правило, учащиеся понимают, что ведут себя неправильно. Но они не осознают, что делают это, чтобы: привлечь внимание, избежать ситуаций неуспеха, получить власть, «отыграться», почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь этого коллектива (даже нарушая дисциплину).

Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на личности. Обсудите с учеником один на один его поведение – лучше когда страсти поутихнут. Не используйте оценок, избегайте резких определений, например «безобразно», «вызывающе», «по-хамски». Обсуждайте тот поступок, который произошел в данный конкретный момент. Не вспоминайте прошлое и не говорите: «Я уверен, что это снова повторится». Если вы выполните эти условия, то не спровоцируете отрицательную реакцию учащегося и не испытаете негативных эмоций, «не накрутите» себя.

Контролируйте отрицательные эмоции. Чувствовать злость, беспомощность и возмущение – нормально. Но в таком состоянии трудно мыслить спокойно и здраво. Этого добиваются ученики, которые хотят ощутить власть. Если педагог остается спокойным, учащийся не получает ожидаемой реакции, а у педагога есть возможность успешно взаимодействовать с ним. Если же ученик видит, что педагог теряет контроль, то таким образом он получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом.

Важно

Если педагог ведет беседу доброжелательно, у ученика не появится желание защищаться и протестовать

Не усиливайте напряжение ситуации. Если вы не хотите усугубить ситуацию, то не следует: повышать голос, использовать унизительные выражения, говорить с сарказмом, оставлять за собой право последнего слова, оценивать личность ученика, сравнивать его с другими, передразнивать, требовать и давить, втягивать в конфликт других людей, применять физическую силу.

Дайте учащемуся выйти из ситуации достойно. Не требуйте, чтобы школьник беспрекословно и полностью подчинился всем вашим требованиям. Допустите, что он их выполнит, но по-своему. Главное, что он перестал мешать вам, одноклассникам, самому себе. Не давите на учащегося, лучше выслушайте его мнение, чтобы найти компромисс.

Покажите пример доброжелательного поведения. Отложите дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции. Покажите пример мирного разрешения конфликта. Если вы демонстрируете доброжелательность – ученик начнет вести себя так же. Дети не придумывают новые формы поведения – они лишь повторяют за взрослыми.

Что ждать педагогу от процесса примирения

Любой конфликт вызывает у участников негативные эмоции, каждый чувствует себя задетым и оскорбленным, ждет определенного поведения с другой стороны. При этом неверные ожидания могут быть препятствием, чтобы примириться. Поэтому во время процесса примирения не ждите, что ученик будет вести себя корректно, проявит инициативу к примирению; все будет происходить только так, как вы хотите; тема, которая вызвала конфликт, будет закрыта сразу же. Наоборот, следует ждать, что:

  • участники конфликта будут эмоциональными, несдержанными, выплеснут эмоции, которые до момента примирения испытывали из-за конфликтной ситуации;
  • примирение займет не один день и будет неудачным, если пытаться добиться его в день конфликта;
  • инициатором примирения, скорее всего, будет педагог;
  • предмет конфликта может остаться – единой точки зрения участники не достигнут, общение после примирения не станет легче.

Из-за неверных ожиданий педагог совершает ошибки, которые препятствуют примирению. Чтобы этого избежать, следуйте правилу шести НЕ-:

1. Не начинайте разговор с негативного высказывания в адрес учащегося – «ты, конечно, лентяй и поведение у тебя ужасное».

2. Не требуйте немедленного разрешения конфликта – «я хочу, чтобы мы немедленно разобрались в этой ситуации».

Совет

Не пытайтесь примириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не смешивайте их

3. Не настаивайте на том, чтобы ученик проявил инициативу к примирению – «ты должен передо мной извиниться и пообещать больше так не делать».

4. Не обращайтесь за помощью к родителям, одноклассникам, другим педагогам – «я сейчас позвоню твоим родителям»; «позову класс, и мы вместе разберемся»; «давай я позову Марию Владимировну, у вас же с ней хорошие отношения».

5. Не делайте конфликт всеобщим достоянием – «посмотрите, какой наглец, я всем расскажу, какой ты».

6. Не приводите в качестве положительного примера одноклассников – «а вот Иванов себя хорошо ведет».

Чтобы примирительный диалог начался правильно и принес результаты, оставайтесь в своей профессиональной позиции: не переходите на личности, не срывайтесь на крик, не давите, не впадайте в обиду. Не реагируйте на провокации. Не выделяйте его негативным образом перед всем классом – «ну, как всегда, хуже всех!».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ 

10 советов помогут разрешить конфликт с учеником

1. Не пытайтесь помириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не смешивайте их.

2. Миритесь наедине.

3. Начинайте примирение с разговора на нейтральную тему.

4. Обращайтесь к ученику по имени. Избегайте высокомерного, обиженного, раздраженного тона.

5. Не используйте свои возраст, опыт, образование как аргумент, чтобы ученик с вами согласился.

6. Обращайте внимание на содержание, а не на форму реакций учащегося.

7. Будьте искренни. Нет недопустимых эмоций – выражать можно всё.

8. Оставайтесь корректным, не позволяйте гневу и обиде управлять вашим поведением. Если чувствуете, что не выдерживаете, сделайте перерыв.

9. Сочувствуйте собеседнику. Принимайте во внимание его переживания, дослушивайте до конца, давайте обратную связь.

10. Не бойтесь в процессе примирения признавать свои ошибки и извиняться. Если вы правы, не нужно ложного, демонстративного согласия, только чтобы примириться.

Жизнь школы
СИДПО
Наш баннер Сетевой институт ДПО
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 133
Погода в Иркутске
GISMETEO: Погода по г.Иркутск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz